Выработка самоконтроля за произношением у глухих и слабослышащих учащихся
Выработка самоконтроля у глухих и слабослышащих учащихся.
Одной из важнейших задач школы для детей с нарушением слуха является формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи. Основные произносительные навыки речи формируются в первые 3-4 года обучения. Эта работа продолжается и во все последующие годы обучения, т.к. произношение учащихся, особенно глухих, может ещё долго оставаться невнятным или нечленораздельным. Задача учителя – формировать внятную и членораздельную речь. Если учащиеся допускают ошибки в произношении, они тотчас же исправляются по ходу работы. Это происходит на всех общеобразовательных уроках, групповых, индивидуальных и внеклассных занятиях.
Коррекция произношения проводится на слухо-зрительной и слуховой основе. Исправление дефектного произношения осуществляется по мере его появления в речи ребёнка, для чего используются приёмы беглого исправления: повторение учителем правильного произношения слова, предложения, показ правильной артикуляции звука, использование дактильного знака, словесная инструкция по правильному произношению, графическое изображение корректируемого звука на доске и т.д. Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя в микрофон. Ученик воспринимает речь учителя с опорой на слухо-зрительное восприятие и сравнивает своё произношение с произношением учителя.
Принцип выработки слухового самоконтроля является одним из важнейших и трудных для реализации среди принципов развития слухового восприятия речи.
В результате специальных упражнений у учащихся вырабатываются умения воспринимать речь учителя, воспитателя. А собственное произношение они контролируют плохо или не умеют контролировать совсем. Очень важно вырабатывать у учащихся умение контролировать собственную речь.
Самоконтроль предполагает самостоятельную оценку выполнения действия и его результатов. Под слуховым самоконтролем понимается распознавание на слух правильного и дефектного произношения. В этом случае слуховой самоконтроль является важным условием правильного восприятия звуков речи.
Необходимым условием самоконтроля является наличие в долговременной памяти образов, соответствующих произношению данного звука. Это является предпосылкой для формирования контроля, называемого прибором сличения.
Формирование самоконтроля осуществляется поэтапно. Выделяются 3 этапа.
1 этап - констатирующий осознанный контроль. Учащиеся контролируют своё произношение с помощью различных анализаторов (полисенсорный подход), сличают собственное произношение с произношением учителя.
Для выработки осознанного самоконтроля необходимы следующие условия:
- образец правильного произношения учителя;
- побуждение сравнить собственное произношение с произношением учителя: «Послушай, как ты сказал», «Ты сказал верно (неверно)», «Повтори правильно»;
- оценка собственного произношения: «Я сказал неверно»:
- установка учителя на правильное произношение;
- опора на сохранные анализаторы: слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения при усилении слухового самоконтроля.
2 этап – подсознательный самоконтроль. Именно выработка такого самоконтроля свидетельствует о подлинной автоматизации умения, доведённого до навыка контролировать собственную речь. Для выработки подсознательного самоконтроля необходимы следующие условия:
- систематический контроль за речью учащихся со стороны учителя;
- большое число упражнений по выработке сознательного контроля;
- переход с полисенсорного подхода до слухо-произносительного контроля за собственной речью. Благодаря слуховому самоконтролю усиливается кинестетический, и по мере его упрочения кинестетический контроль приобретает равнозначное слуховому самоконтролю самостоятельное значение;
- постепенное исключение контроля учителя за речью учащихся;
- постоянное пользование ЗУА.
3 этап - заключительный подсознательный контроль в самостоятельной речи учащихся. Этому способствуют следующие условия:
- организация упражнений по самоконтролю в ходе использования различных видов речевой деятельности;
- постепенный переход от контроля в несамостоятельных и частично самостоятельных видах речевой деятельности к контролю в самостоятельной речи;
- прочность самоконтроля за речью в любых условиях, приблизительно соответствующих самоконтролю слышащих.
Таким образом в результате целенаправленной работы у учащихся с нарушением слуха формируются навыки слухового самоконтроля. Слуховой самоконтроль является важнейшим условием безошибочного воспроизведения звуков речи, т.к. слуховой самоконтроль находится в тесном взаимодействии с кинестетическим самоконтролем. Сочетание слухового и кинестетического самоконтроля способствует внятности и членораздельности речи неслышащих и слабослышащих учащихся и развитию слухового восприятия речи.