Сайт учителя КГБОУ "Минусинская школа- интернат"

Выработка самоконтроля за произношением у глухих и слабослышащих учащихся

Выработка самоконтроля у  глухих и слабослышащих учащихся.

 

 Одной из важнейших задач школы для детей с нарушением слуха является формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи. Основные произносительные навыки речи формируются в первые 3-4 года обучения. Эта работа продолжается и во все последующие годы обучения, т.к. произношение учащихся, особенно глухих, может ещё долго оставаться невнятным или нечленораздельным. Задача учителя – формировать внятную и членораздельную речь. Если учащиеся допускают ошибки в произношении, они тотчас же исправляются по ходу работы. Это происходит на всех общеобразовательных уроках, групповых, индивидуальных и внеклассных занятиях.

 Коррекция произношения проводится на слухо-зрительной и слуховой основе. Исправление дефектного произношения осуществляется по мере его появления в речи ребёнка, для чего используются приёмы беглого исправления: повторение учителем правильного произношения слова, предложения, показ правильной артикуляции звука, использование дактильного знака, словесная инструкция по правильному произношению, графическое изображение корректируемого звука на доске и т.д. Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя в микрофон. Ученик воспринимает речь учителя с опорой на слухо-зрительное восприятие и сравнивает своё произношение с произношением учителя.

 

 Принцип выработки слухового самоконтроля является одним из важнейших и трудных для реализации среди принципов развития слухового восприятия речи.

 В результате специальных упражнений у учащихся вырабатываются умения воспринимать речь учителя, воспитателя. А собственное произношение они контролируют плохо или  не умеют контролировать совсем. Очень важно вырабатывать у учащихся умение контролировать собственную речь.

 Самоконтроль предполагает самостоятельную оценку выполнения действия и его результатов. Под слуховым самоконтролем понимается распознавание на слух правильного и  дефектного произношения. В этом случае слуховой самоконтроль является важным условием правильного восприятия звуков речи.

 Необходимым условием самоконтроля является наличие в долговременной памяти образов, соответствующих произношению данного звука. Это является предпосылкой для формирования контроля, называемого прибором сличения.

Формирование самоконтроля осуществляется поэтапно. Выделяются 3 этапа.

1 этап -  констатирующий осознанный контроль. Учащиеся контролируют своё произношение  с помощью различных анализаторов (полисенсорный подход), сличают собственное произношение с произношением учителя.

 Для выработки осознанного самоконтроля необходимы следующие условия:

  • образец правильного произношения учителя;
  • побуждение сравнить собственное произношение с произношением учителя: «Послушай, как ты сказал», «Ты сказал верно (неверно)», «Повтори правильно»;
  • оценка собственного произношения: «Я сказал неверно»:
  • установка учителя на правильное произношение;
  • опора на сохранные анализаторы: слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения при усилении слухового самоконтроля.

 

2 этап – подсознательный самоконтроль. Именно выработка такого самоконтроля свидетельствует о подлинной автоматизации умения, доведённого до навыка контролировать собственную речь. Для выработки подсознательного самоконтроля необходимы следующие условия:

  • систематический контроль за речью учащихся со стороны учителя;
  • большое число упражнений по выработке сознательного контроля;
  • переход с полисенсорного подхода до слухо-произносительного контроля за собственной речью. Благодаря слуховому самоконтролю усиливается кинестетический, и по мере его упрочения кинестетический контроль приобретает равнозначное слуховому самоконтролю самостоятельное значение;
  • постепенное исключение контроля учителя за речью учащихся;
  • постоянное пользование ЗУА.

 

3 этап -  заключительный подсознательный контроль в  самостоятельной речи учащихся. Этому способствуют следующие условия:

  • организация упражнений по самоконтролю в ходе использования различных видов речевой деятельности;
  • постепенный переход от контроля в несамостоятельных и частично самостоятельных видах речевой деятельности к контролю в самостоятельной речи;
  • прочность самоконтроля за речью в любых условиях, приблизительно соответствующих самоконтролю слышащих.

 

 Таким образом в результате целенаправленной работы у учащихся с нарушением слуха формируются навыки слухового самоконтроля. Слуховой самоконтроль является важнейшим условием безошибочного воспроизведения звуков речи, т.к. слуховой самоконтроль находится в тесном взаимодействии с кинестетическим самоконтролем. Сочетание слухового и кинестетического самоконтроля способствует внятности и членораздельности речи неслышащих и слабослышащих учащихся и развитию слухового восприятия речи.

 

 

Оставить комментарий: